Евгеника и американские корни нацистских газовых камер
Медисон Грант писал: «Ошибочное уважение к тому, что считается божественными законами, и сентиментальная вера в святость человеческой жизни обычно препятствуют как уничтожению дефективных младенцев, так и стерилизации таких взрослых, которые не представляют ценности для общества. Законы природы требуют уничтожения непригодных, а человеческая жизнь ценна только тогда, когда она полезна для общества или расы».
Рассказывая о евгенических идеях Черчилля, я упоминал о первом международном Евгеническом конгрессе в Лондоне, прошедшем в 1912 году. Среди выступавших там был представитель «Американской ассоциации селекционеров» («American Breeders Association») Бликер ван Вагенен. Его выступление во многом было основано на «Предварительном докладе» евгенической секции этой Ассоциации «о наилучших практических средствах для отсечения дефектной зародышевой плазмы в человеческой популяции».
Среди рассматриваемых возможностей была «эвтаназия». Не думайте, что речь шла о безболезненном умерщвлении смертельно больных (хотя и это – ужасно). Нет, речь шла о методах «гуманного» избавления от людей, сочтённых недостойными жить. И основным таким методом, который тогда широко обсуждался в Великобритании, США и многих других странах, были «камеры смерти» – то есть газовые камеры.
Придумали газовые камеры в Великобритании конца XIX века – в качестве «гуманного» метода умерщвления бродячих кошек и собак. Почти сразу появились идеи использовать их для «гуманной» казни преступников. А среди евгенистов – для избавления от «неподходящих» для жизни людей.
В 1905 году британский сторонник контроля рождаемости социалист Иден Пол писал, что общество должно защищаться от тех, кто «порождает антисоциальные акции, которые могут нанести вред грядущим поколениям. Если оно [общество] отвергает камеры смерти, какую ещё альтернативу может придумать социалистическое государство?».
В следующем году британский евгенист Роберт Рентул включил в свою книгу «Расовая культура или расовое самоубийство?» большой раздел под названием «Убийство дегенератов». Впрочем, Рентул отверг идею массовых убийств, сочтя её слишком жестокой. А вот Джордж Бернард Шоу – известный писатель и тоже евгенист – её не отвергал. В 1910 году он заявлял: «Часть евгенической политики в конце концов приведёт нас к широкому использованию камеры смерти. Очень многие люди должны были бы быть уничтожены просто потому, что на уход за ними тратится время других людей». В общем, среди британских евгенистов не все, но довольно многие всерьёз обсуждали такое «окончательное решение» проблемы «неподходящих» людей.
То же происходило и в Америке. Но в этой стране, с её прагматичным «бизнес-подходом», этот подход гораздо быстрее начали считать нормальным и приемлемым. В 1900 году врач У. Дункан Макким издал книгу «Наследственность и прогресс человечества». В ней он писал:
«Наследственность – основная причина человеческой убогости… Самым надёжным, простым, самым добрым и гуманным средством предотвращения размножения тех, кого мы считаем недостойными этой высокой привилегии [размножения], является мягкая и безболезненная смерть». И добавлял: «У нас есть вещество – углекислый газ – которое мгновенно удовлетворит эту потребность».
Такие людоедские человеконенавистнические идеи предлагались часто, и практические проекты их реализации были довольно многочисленны. Задумывались над ними и американские законодатели.
В целом, уже около 1910 года идея отправить всех «непригодных» в газовые камеры широко обсуждалась в США многими социологами и евгенистами. К примеру, Э. Б. Шерлок в своей книге «Слабоумные: руководство по изучению и практике» (1911) свидетельствовал: «Легкомысленные предложения о возведении камер смерти достаточно распространены…».
Нью-Йоркский уролог Уильям Робинсон, ещё один пропагандист евгеники и контроля рождаемости, предлагал в своей книге «Евгеника, брак и контроль рождаемости (Практическая евгеника)» умерщвление потомства «неподходящих» людей с помощью газа.
На Первой Национальной Конференции по улучшению расы евгенист из Висконсинского Университета Леон Дж. Коул восхвалял новые евгенические подходы к селекции. Он объяснял: «…вместо естественного отбора теперь это сознательный отбор со стороны селекционера. Смерть – это нормальный процесс элиминации в социальном организме, и мы можем пойти ещё дальше и сказать, что, продлевая жизнь дефективных особей, мы мешаем работе почек общества!».
В своей популярной книге «Прикладная евгеника» известный евгенист Пол Попеноу писал об избавлении от «неподходящих» людей: «С исторической точки зрения первый метод, который приходит в голову, это казнь…. Не стоит недооценивать его значение для поддержания уровня расовых стандартов».
Думаю, примеров достаточно. Но обратим внимание на ещё одного автора.
Известный американский автор Мэдисон Грант писал в своей книге «Уход великой расы: расовая основа европейской истории» (1916):
«Ошибочное уважение к тому, что считается божественными законами, и сентиментальная вера в святость человеческой жизни обычно препятствуют как уничтожению дефективных младенцев, так и стерилизации таких взрослых, которые не представляют ценности для общества. Законы природы требуют уничтожения непригодных, а человеческая жизнь ценна только тогда, когда она полезна для общества или расы».
Как видите, это уже полноценные нацистские идеи, которые мы ожидали бы увидеть в книгах и выступлениях Гитлера. И они не только широко обсуждались в обществе. Некоторые медики руководствовались ими на практике, намеренно лишая ухода младенцев «неподходящих» родителей, чтобы те умирали. В учреждениях для «слабоумных» нередко преднамеренно создавались условия, ведущие к высокой смертности пациентов.
Идеи американцев оказывали серьёзное влияние на евгенистов в других странах, в том числе в Европе. Германия не была исключением. При этом американские «благотворительные» организации щедро спонсировали «заокеанских» евгенистов.
К примеру, Фонд Рокфеллеров и Институт Карнеги вкладывали сотни тысяч долларов в развитие немецкой «расовой биологии». Не нацисты, а именно американские евгенисты, представители интеллектуальной и политической элиты США первыми начали говорить о «наследственно непригодных» и «бесполезных для общества» людях как о «микробах», «паразитах», «дворняжках» и «недочеловеках». Как, собственно, и о евгеническом превосходстве «нордической расы».
То, что превратилось в нацистской Германии в теорию «Rasse und Blut» – «расы и крови» – было выковано в США. Американские предложения, законы о принудительной стерилизации, евгенические исследования и идеи были источником серьёзного вдохновения для немецких теоретиков и практиков.
Помните слова Мэдисона Гранта, евгениста, сторонника уничтожения «непригодных» и господства «нордической расы»? Однажды, в начале 1930-х годов, его посетил представитель руководства «Американской евгенической ассоциации» Леон Уитни. Уитни показал Мэдисону только что полученное письмо восторженного читателя своих статей из Германии. Мэдисон в ответ радостно показал письмо этого же немецкого поклонника, восхваляющее его книгу «Уход великой расы». Поклонник писал, что книга Мэдисона стала «его Библией». Автором письма был успешный немецкий политик, который скоро превзойдёт своих американских учителей, уничтожив миллионы расово и биологически «неподходящих» людей в специальных учреждениях и концлагерях. Этого человека звали Адольф Гитлер.
При подготовке статьи использованы материалы зарубежных изданий, прежде всего американского исследования: Edwin Black, War Against the Weak: Eugenics and America’s Campaign to Create a Master Race (2003)